Селия Крус - королев сальсы. Она выпустила 50 дисковв.
"Современная сальса уходит корнями в афро-кубинскую музыку", утверждала Селия. "Она пропитана культурным своеобразием и охватывает фольклор каждого города и провинции в тропиках. Это – источник гордости, счастья, жизни. Именно это я несу людям".
Селмя работала с различными музыкальными группами, например, со звездой пуэрториканской сальсы и джаза Тито пуэнте (Tito Puente) и поп-звездой Давидом Бирне ( David Byrne).
За свою карьеру Селия получила многочисленные награды, даже степень доктора в Йельском университете, стала Голливудской звездой, получила премию Грэмми, статую в Голливудском музее восковых фигур, много ролей в кино и театре. Селия родилась 21 октября 1924 года в скромном районе Santo Suarez в Гаване и была одной из 14 детей в семье. Первую пару обуви Сели купили туристы, для которых она спела. Еще подростком, она начала петь в школе.
Селия начала принимать участие в шоу талантов на местном радио. Ее звездный час пришел в 1950 году, когда солистка популярного на Кубе коллектива La Sonora Matancera вернулась в Пуэрто-Рико, а группа взяла никому неизвестную резковатую Селию Крус.
Выступление с кубинским La Sonora Matancera было равносильно выступлению с Duke Ellington Orchestra. Группа была популярна, ее любили во всей стране, поэтому публика, сначала приняла Селию холодно. Зрители звонили на радио и жаловались на молодую певицу. Продюсеры также не верили в нее.
Настойчивость Селии помогла ей и, в конце концов, она становится звездой La Sonora Mantacera, путешествует с группой по Латинской Америке и Мексике. 15 лет с La Sonora Mantacera стали золотым периодом для Селии. В это время она и ее группа стали известны, как "Cafe con Leche" ("Кофе с молоком").
В 1960 году Селия покидает Кубу, чтобы продолжить карьеру в Соединенных Штатах. К 1961 году она получает гражданство и контракт на работу в Hollywood Palladium. В это время она влюбляется в высокого, темноглазого, красивого первого трубача. Он был внимательным и заботливым. Селия Крус и Педро Найт поженились в 1962 году. В 1965 он решает отказаться от своей собственной карьеры, чтобы помогать жене, в которой он души не чаял.
В 1966 году Селия объединила усилия с Tito Puente, и вместе они записали 8 альбомов для Tico Records.
Затем Селия подписала контракт со студией грамзаписи Vaya (дочерней студией компании Fania Records) иначала работать с Larry Harlow, великолепным пианистом и руководителем группы, который написал музыку "Gracia Divina" для латинской оперетты Hommy (адаптированной рок-оперы Tommy группы The Who).
Был 1973 год. В Нью-Йорке молодые латиноамериканцы, жаждали самовыражения, ждали героев, искали свои корни. Они открыли Селию Крус. В своем пламенном костюме, который потом стал ее фирменным знаком, она буквально взорвала сцену Carnegie Hall.
В 1974 году Селия была на волне успеха. Она поразила мир концептуальным альбомом, записанным с Johnny Pacheco. Его любовь к афро-кубинским танцевальным ритмам вдохновила его на аранжировку классических мелодий. Сальса возрождалась, а Селия Крус была на пути к тому, чтобы стать самой яркой ее звездой.
После двух хитов, записанных с Pacheco Селия знакомится с Fania All-Stars, ансамблем, куда входят многие знаменитости, лидеры различных групп. С ними она много путешествует по Англии, Франции, Заиру (теперь это Республика Конго). Селия гастролировала во всей Латинской Америке. Она записала 20 золотых пластинок и получила более 100 наград от различных организаций, газет и журналов в различных странах. В 1987 году она появилась на церемонии вручения Грэмми, выступив со своим коллегой Tito Puente.
В 80-х годах, Селия записала юбилейный альбом со своей первой группой La Sonora Matancera, снявшись в фильмах, таких, как Salsa (1988), The Mambo Kings (1992). Ее голос можно услышать в саундтреках к таким фильмам, как Something Wild (1986) и Invasion U.S.A (1985). В 1987 году Селия получила свою звезду на знаменитой аллее звезд Голливуда.
Селия была номинирована 13 раз на преммию Граммы, и получила его дважды в 1988 и 2000 годах.
Американская пресса, которая, не имея с чем сравнить или на что сослаться, приравнивала неподражаемую Селию Крус к великим джазовым исполнителям, принимая латинское "soneo" (фрейзинг) за джазовые скаты.
У Селии был несравнимый стиль. С идеальным ритмом и тактом, зажигательные отрывистые биты в комбинации с остроумной мудростью - такого не могут добиться даже самые лучшие современные музыканты. Селия Крус выросла на музыке, которая перевернула мир, а она в это время заняла свое место, предназначенное только для нее.
Крик "Azucar!" ("Сахар!") стал ее визитной карточкой, и именно сахаром она осыпала аудиторию каждый раз, когда выходила на сцену. Она была монументальной фигурой в области, где доминировали мужчины.
Несмотря на свой успех, Селия Крус оставалось скромной, желающей простого счастья в жизни. Она уверяла, что ее сокровенным желанием была не модные машины или особняки или даже свой собственный самолет, больше всего Селия хотела просто вернуться на свою родную Кубу, чтоб побывать на могиле матери.
"Музыка – единственный дар, данный мне Богом. Пока Он его не заберет, я буду делить его с каждым. Это приносит мне радость. Это приносит мне счастье. Это – цель моей жизни. В этом смысле я выполнила желание моего отца стать учителем, ибо через музыку я рассказываю целым поколениям о своей культуре и о счастье, которое можно обрести в жизни. Я очень хочу, чтоб сердца людей пели вместе со мной, а их души парили".
В 2000 году в возрасте 75 лет Селия все еще выступала, пела и танцевала и не собиралась уходить со сцены. Ее диск, выпущенный в 2000 году, был посвящен Tito Puente и включал такие песни, как "Oye Como Va", автором торой был Тито. По идее Тито должен был играть соло, и диск записывали, когда Тито был еще жив, однако его соло записать так и не удалось. В дополнении к зажигательной сальсе в альбом также вошли композиции танго и песни Gloria Gaynor.
В октябре 2001 года Селия выпустила еще один альбом, под руководством Sergio George (Congahead.com: Musicians: Meet the Musicians), Isidro Infante и Johnny Pacheco. Кроме характерного грубоватого голоса Селии в альбоме появились пуэрториканские мотивы.
5 декабря 2002 года, будучи в Нью-Йорке, 78-летняя Селия попала в больницу. Она перенесла операцию, чтобы облегчить последствия травмы головного мозга, которая повредили ее нервную систему. Через неделю ее выписали из больницы. Доктор сказал, что Селии необходимы как минимум 2-3 месяца отдыха.
Селия Крус, самая популярная сальса-певица, умерла от рака 16 июля 2003 года в 5.00 утра дома, в Нью-Джерси, на руках у своего мужа, трубача Педро Найта, в окружении друзей и родственников.
Похороны "королевы сальсы" Селии Крус состоялись 22 июля 2003 года в Нью-Йорке. Селия была похоронена на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе, где покоятся звезды джаза Дьюк Эллингтон и Майлз Дэвис.
Под проливным дождем две белых лошади везли повозку, на которой был гроб с телом Селии Крус. На ней было платье, вышитое бисером и светлый парик, ее пальца были украшены бриллиантовыми кольцами. В траурной процессии ехали черные лимузины с цветами и статуя Богоматери милосердия - святой покровительницы Кубы. На улицы Манхэттена вышли поклонники Селии - в основном латиноамериканцы, с флагами своих стран в руках - проводить ее в последний путь.
Заупокойная месса (на испанском языке) была проведена в соборе св. Патрика. На мессе присутствовало около 2000 человек, в том числе такие знаменитости, как Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Мелани Гриффит (Melanie Griffith), Джон Секада (John Secada) и Рубен Бладес (Ruben Blades), мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Bloomberg).
Овацией было встречено исполнение "Аве Мария" Патти ЛаБель (Patti LaBelle). Виктор Мануэль (Victor Manuel) завершил церемонию песней "Life is a Carnival," ("La Vida Es Un Carnaval"), добавив в конце: "Я пою для тебя, Селия".